РГГУ © 2015 Все права защищены  | Privacy policy

Оглавление интервью

МЛГ, жен., 1954 г.р.; МНЕ, жен., 1929 г.р.

МЛГ, жен., 1954 г.р., обмывает покойников

МНЕ, жен., 1929 г.р., двоюродная сестра МЛГ.

Зап. с. Полтавка, Богучарский район, Воронежская обл.

зап. Ю.Н. Наумова, Н.Н. Рычкова, 03.06.2015.

 

00:00:00 – беседа

00:01:36 – Хлеб называли. Пшеничный, житный, кукурузный. Бублики пекли. Кисто. Кнышеки пекли. Чагунци. Макитра – заводили тесто, ночва – месили тесто.

00:04:11 – Свадьба. Свадебный хлеб. Из высшего сорта – первачок.

00:05:23 – Сватовство. Хлеб на сватовстве. Шишки.

00:08:24 – Елку украшали. Как называю, забыли. Конфеты, деньги вешали. С этой квиткою ехали на могарыч. Оставляют у невесты. На свадьбе уже нет этой ветки.

00:10:40 – Выгонять зозулю. Через неделю после свадьбы едут к невесты. Вокруг хаты гоняют невесту три раза. С дома гоним зозулю, чтобы не возвращалась.

00:11:39 – Два дня свадьба. Гуляли, когда урожай уберут. Первый день. Жених, сваты, дружок был, наряжали его, обвязывали рушником. Выкупали невесту. Приданое. Скрыня, потом шифоньер, подушки, редюги, кровать. Дивятся, что за приданое. Перевозили на машине, забирали вместе с невестой. Пиздор, боковинки вышивали. Катали на конях молодых, потом на машинах. По селу катали, перепинали.

00:17:00 – Встреча молодых. Хлеб с солью встречают, дают хлебину откусить, дают водки выпить. На кожух ставили или на редюги. Дают икону – мать и отец невесты. Матерь Божья и Николай Угодник.

00:18:40 – Как сидят. Дружок и дружка охраняют.

00:19:50 – перерыв

00:20:45 – Крестные. Сидели около молодых. Если нет законных крестных, садят родственников. Буярин – друг жениха.

00:22:10 – Первая ночь. Спали дома у жениха. Честность. Такого нет, у цыган такой обычай.

00:28:48 – Ночевали до свадьбы после могарыча. Девичник. Девчата собирались у невесты, а хлопцы у жениха. Песни пели, чай пили.

00:23:38 – Перевязывали всех платками, а потом материалом, по 2,5 метра. Рубашку покупала невеста жениху. Белые цветочки прикалывали только невесте и жениху, а сейчас всем делают. Платков нет.

00:25:50 – Второй день. Наряжались, кто во что. В цыган, во врача. Катали на возике мать и отца, выворачивают в лужу. А невеста и жених выкупают родителей. На Купянке купали. Кур воровали. Варили их. Курица приживется и невеста приживется. Дождь – плохо, слезы. Покойник – плохо.

00:28:21 – Светилка. Маленькие девочки. Наряжают ее. Несла палку наряженную. Лентами, цветочками. Невесту не покрывали. Хикали на свадьбе, пели. Разные песни, специальных не было. Частушки пели.

00:30:39 – (Поет) Частушки свадебные. Частушки-диалог

00:31:17 – Могарыч  или запой.

00:31:39 – Смотрины. Не было. Договор называлось. Договаривались, когда могарыч, когда свадьба. Мать, отец и жених и больше никого.

00:33:05 – Колдун на свадьбе. Не было такого.

00:33:33 – Сглаз невесты. Невесте прикалывали булавку, чтобы не сглазили.

00:34:12 – Сглаз вообще. Может сглазить любой. Рассказывает, как человек себя чувствует, что он сглажен. О себе рассказывает ,как ей бабка выливала сглаз. Не специально делает человек.

00:35:04 – Порча. Делают специально порчу. Видьмы.

00:35:42 – Смерть ведьмы. Тяжело умирают. На сволоку сделали крест свечкой. Долго умирает, мучается. Вырубали что-то. Попадают, наверное, в ад. Отпевают и все так же делают. Даже она в певчих баба ведьмы была.

00:37:42 – Пивчи. Сальмы поют, божественные песни.

00:38:20 – Омывание покойников. Воду под забор, где никто не ходит. Мыло кто-то может забрать, чтобы что-то сделать. Сама решила омывать. Рассказывает, как ее одна бабушка ее благословила омывать, чтобы покойников она не боялась. Чистой водой и мылом обмывают.

00:40:40 – Чтобы не пах, не портился покойник, клали магнит под бока, уксусом протирают. Марганец ставим, заземление. Развязывают веревки, кладут в гроб, есть люди, которые берут для лечения, а которые что-то делают.

00:42:20 – Одежда покойника. Крестик в руки и живы помощи в руки. Копейку в карман. Откупается покойник. На воротах откупается, там другой покойник встречает, который умер раньше. Родственник предыдущего покойника помин раздает на воротах – конфеты и т.д.

00:44:55 – Тапки. На ноги тапки. Ботинки не надевают. Туфли редко.

00:46:00 – Зубы вставные, трость кладут в гроб с покойником. Рассказывает историю о своем отце.

00:47:20 – Передача на тот свет. Меморат о том, как приснилась одна покойная бабушка, которая попросила другую рубашку ей переодеть. Эту рубашку родственники отдали другой бабушке, которая носит и поминает.

00:49:32 – Меморат о том, что другая женщина кому-то приснилась и попросила передать платье с рукавами. Родственники клали в гроб с новым покойником.

00:49:48 – Подготовка смертного. Готовят все. На смэрть

00:50:00 – Земля. Готовят песок в носовом платке, туда свечку, батюшка запечатает. Тогда этим песком люди делают крест сверху по покойнику. Как в церкви запечатывают, если нет батюшки дома.

00:52:20 – Кладбище. Старые люди говорили, что памятник нельзя ставить. Крест нельзя убирать. У отца МЛГ памятник поставили, а крест не убирали.

00:53:09 – Разные кресты на кладбище.  Кресты «с крышечкой» раньше ставили, сейчас кресты «одна основная палочка и две маленькие». Крест стоит в ногах, старые люди говорят, покойник встает и крестится на крест, а мы по головам ходим.  

00:54:23 – Поминальные дни. Поминают на девять, сорок дней и на год. На девять дней – пекут и разносят по соседям, на сорок дней – обед. Раньше на обед готовили борщ, сметану, пирожки, канун (из риса), кисель, вермишель (домашняя лапша).

00:55:33 – вилками на поминках есть нельзя и ножей на столе не должно быть: глаза повыкалываешь покойнику. Раньше ели деревянными ложками.

00:56:08 – Еда для покойника. После похорон на столе оставляют мед в стакане, стакан воды, стакан с пшеницей, в нем свечка. В сорок дней светят свечку утром до захода и до восхода, этот мед на сорок дней кладут в канун, а вода высыхает до сорокового дня, говорят – пьет.

00:56:55 – когда покойник в доме, на окно вешают полотенце, на сороковой день утром  отдают первому встречному на улице – поминали так. Канун на подоконник не ставили. Как умрет человек, на столе в мисочке оставляли канун и ложечку деревянную – кто одну, кто три – родичам своим. Там, где читалка читает, там на столе стоит канун, а когда похоронят – съедают, раздают.

00:57:54 – сорок дней душа до дому ходит. Куда уходит потом – не знает. Увидеть душу нельзя. Говорят, почувствовать можно – зашуршит что-то, но никто не видел.

00:58:20 – когда покойник в доме, закрывают зеркала: Богу так неугодно, чтобы светилось. Раньше до сорокового дня зеркала были закрыты, а сейчас вынесли покойника – открывают и телевизор смотрят. Раньше телевизор до сорокового дня не смотрели.

00:58:58 – пол смывают сразу после выноса покойника, просят чужого человека. Моют от покойника к порогу. Выметать нельзя – кого-нибудь выметешь со двора. После выноса покойника жгут газету в доме, читают «Отчет наш» (МЛГ так делает).

01:00:03 –  о запрете пускать кошку в дом, где покойник лежит – не знает.

01:00:08 – покойника одевают, затем кладут на лавки, после этого открывают ворота. Кладут покойника на покути (под образами). Одного покойника на ночь не положено оставлять – сидят рядом поочереди. Тряпку на открытые ворота не вешали. Когда выносят покойника – обсыпают пшеницей, зачем – не знает. Ворота закрывают сразу после выноса: он уже вышел со двора.

01:02:08 – примечали по покойнику, будет ли еще покойник в семье: если глаза приоткрыты, значит, будет еще. Если гроб сделали не по размеру, больше – такого не слышала.

01:02:37 – чтобы не бояться покойника – нужно ненадолго сесть на место, где гроб стоял, можно прикоснуться к покойнику.

01:03:04 – родственники не должны нести гроб или копать яму. На Купянке умерла мать и просила, чтобы дети ее гроб несли: «Я вас носила, и вы меня несите». Они ее до церкви донесли, потом чужие люди. Раньше гроб на руках носили, сейчас на машинах. За работу давали водку, полотенце, на котором спускали гроб (12 метров), делили на всех. МЛГ за обмывание покойников давали раньше полотенце, платочек, мыльце, сейчас – деньги.

01:04:53 – тем, кто несет венки и икону, повязывали платочек. В Монастырщине повязывали всем: если умерла женщина – платочек, если мужчина – рушник. Икону несли – если женщина умерла – Божией матери, если мужчина – Николая Угодника.

01:05:58 – на кладбище несут узелочек с конфетами и пряниками и на раздают, не родичи, просят кого-нибудь раздать.

01:06:29 – если родственники много плачут по покойнику – плохо. Одна женщина умерла, приснилась, просила, чтобы не плакали: на том свете вся мокрая. Чтобы покойник не ходил – особенно ничего не делали, уговорили его.

01:06:58 – Похороны некрещеных детей. Если умирали некрещеными, сейчас хоронят на кладбище, раньше нельзя было, хоронили в садку.

01:07:29 – Пришел внук МЛГ. Беседа.

01:07:55 –  Суббота перед Троицей – Родительская, Троецкая суббота, поминальная. Квичальная суббота. О поминках утопленников в эту субботу – не знает.

01:08:31 – Пасха. На Пасху на кладбище ходили и ходят сейчас. Вспоминает, как с бабушкой ходила в детстве. Яиц до Пасхи есть не давали. На могилки яйца клали, детвора собирала.  На могилах не катали.

01:09:43 – Через неделю после Пасхи, в понедельник, ходят на кладбище – проводы. Вторник – родительский день, кто-то ходит во вторник. Батюшка запрещает ходить на кладбище на Пасху, говорит, что в этот день умершие ждут дома. Рассуждает, о том, почему в церковь в этот день все ходят и паски святят в субботу.

01:11:23 – На проводы утром красят яйца, идут и несут на кладбище, раздают друг другу, поминают. Раньше на кладбище стоял большой стол, на который все клали еду и вместе поминали. Певчие около него пели песни. Если у кого-то недавно умер родственник, звали певчих к могиле – они там спевали, за это им давали платочек, конфеты.

01:12:41 – на проводы, когда с кладбища приходили домой, больше не поминали, на Пасху  собираются дома родственники и отмечают.

01:13:21 – Красная горка – слышала, не помнит, когда. Фомин день – не знает. Название недели от Пасхи до проводов – не помнит.

01:14:03 – Троицу праздновали три дня – суббота, воскресенье, понедельник. Названия этих дней не знает.

01:14:16 – на Пасху дети катали яйца, пока не разобьется. Разбившееся делили на всех и ели. Утром яйцами цокались.

01:14:57 – на Пасху солнце по-особенному встает – не знает.

01:15:09 – смерть на Пасху. Жена племянника умерла в субботу под Пасху. Раньше хоронить на Пасху было нельзя, батюшка сказал, что земле придавать можно в любой день, отпевать нельзя в воскресенье. Отпел, запечатал в субботу. Хоронили на Пасху. Про умершего на Пасху говорят, что он счастливый.

01:16:05 – раньше говорили «младенческая» – ребенка колотит, т.е. судороги. Бабушка рассказывала, закутывали ребенка в большой платок, несли к речке, этот платок выкидывали в реку, и ребенок выздоравливал. «Продажа» детей. Если часто болели дети, продавали любому прохожему, передавали в окно – в шипку. Женщину, которой продавали ребенка, после называли кумой.

01:18:15 – при менструациях нельзя крестить детей, в церковь нельзя ходить. Некоторые люди идут, поэтому ребенок болеет. Беременной можно в церковь ходить, она чиста.

01:18:42 – про беременную говорили – пузата.

01:18:55 – месячные – на рубашке, пэрэця, пралась.  

01:19:14 – последний ребенок в семье – как называли, не знает. Первый ребенок может лечить и загрызать грыжу. От грыжи к пуповине привязывали пятак медный.

01:20:28 – При родах дома звали бабушку – повитуху. Послед называли – мисто. Его закапывали. Мисто коровы закапывали в навоз, следили, чтобы корова не съела: молоко может пропасть или желудок расстроится.

01:21:39 – корова доится с кровью: удар, укус или кто-то сделал. Ласточка пролетела под выменем. Раньше говорили, что видьмы ходили, доили коров, молоко воровали. Видьма может в кошку превратиться.

01:22:56 – если корова отелилась, в этот день ничего не давали из дома, иначе молоко или скотина может пропасть.

01:23:36 – видьма или любой человек приходит просить что-то в день отела скотины. МЛГ в этот день ничего не дает даже родным детям.

01:24:24 – чтобы корова обгулялась – специально ничего не делали.

01:24:38 – покупать корову ходили со своей веревкой, хозяин отдавал свою. Перед тем, как увести корову, сдаивали молоко у хозяина. Если хозяин жалкуе, пожалел, у коровы не будет молока, не приживется.

01:25:32 – чтобы корова ходила домой сама, хозяйка свой пояс клала на порог калитки – корова должна переступить через него, после его привязывают в сарае. Хлеб с солью на калитку положить – корова съест, хозяев будет знать. О ноже в сарае – не знает.

01:26:52 – новую скотину заводили через калитку – хвирточку.

01:27:10 – после зимы скот выгоняли на пастбище, старались в выходные дни, чтобы были все дома. Иногда на праздник – 1 мая или 9 мая. Выгоняли лозинкой, которой пригнали корову при покупке. Вербой освященной выгоняли.

01:28:06 – вербу освящают в церкви, бьют ею детей, всех родных и скотину. «Не я бью, верба бье, ось нэдалэчко красное яичко». Бьют движением в виде креста. Освященную вербу оставляют в доме. Высохшую выносят в сарай.

01:28:52 – скорлупу от пасхальных яиц закапывали в землю, чтобы картошка уродилась. Курам освященную скорлупу нельзя давать. О проклятых лапах кур – не знает.  

01:29:45 – Сретенье. Говорят, встриченье – зима с летом встречается. Если пивень воды напьется – весна ранняя будет. Примечали, какой день на Благовищенье, такой день на Пасху будет. Если дождь пойдет – урожайный год будет. Работать на Благовищенье нельзя, этот день как Пасха. Говорят: «птица гнезда не вьет».

01:31:17 – Яблочный спас – 19 августа. Раньше до Спаса яблоки нельзя было есть тем, у кого дети умерли: на том свете всем будут раздавать яблоки, ребенку этой матери не дадут.

01:32:07 – Карательные праздники. Пантелеймон, Михайлово чудо, Десятая пятница после Пасхи. Пантелеймона называли Палея, он палэ, может сжечь. Одна женщина на Пантелеймона работала, хата сгорела. Праздник Казанской Божьей матери знает. На праздники МЛГ не работает.

01:33:37 – собиратели спрашивают про траву, которая лежит в доме информантки. Траву – Любисток, Канупырь заносят в дом на Троицу. Любисток, принесенный в дом, после Троицы сушат, моют им голову. Травы из дома убирают в понедельник-вторник. Раньше доливку посыпали полынью. Призьба, завалинка – фундамент. Собиратели записывают данные информанта. Прощание.

НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ

Богучарский район