РГГУ © 2015 Все права защищены  | Privacy policy

Оглавление интервью

БЛИ, жен., 1937 г.р.

род. в с. Дерезовка, Верхнемамонский район, Воронежская обл. с 1951 г. проживает в Богучаре

зап. Е.Е. Левкиевская, Ю.Н. Наумова, Н.Н. Рычкова. 30.05.2015, в г. Богучар Богучарского района Воронежской области (на кладбище).

 

00:00:00 – рассуждения о современной молодежи. Вспоминает о Богучаре 50-х гг., когда переехала из Дерезовки.

00:01:58 – о крещении детей «втихаря», наказание: исключение из комсомола. Внуков в 1984 году крестили на дому, приглашали батюшку, который приехал в гражданском в доме переоделся.

00:05:00 – калитка на кладбище – закрывать нельзя, почему, не знает. Раньше оградок не было: не положено. Памятник давит – покойник приснился: «Что ты на меня камней наложила?». Кресты нельзя убирать. БЛИ завещает не убирать крест с могилы и свекровь завещала. Кресты раньше были каменные или дубовые и липовые.

00:06:33 – Ведьмы. Ведьмам осиновый кол вбивали за крестом на могиле, зачем, не  знает.

00:07:08 – корова отелилась – нужно три дня молчать и никому ничего не давать. Ведьма обязательно придет. Ведьмы могут чертей напустить, которые человека крутят, водят. Долгая смерть.

00:09:04 – Сглаз. Боялись человека с черными глазами. Судороги у ребенка от сглаза: накрывали юбкой, чтобы прекратились. Черная болезнь – не знает.

00:10:10 – бабушка-повивалка роды принимала у матери БЛИ.

00:11:19 – Ткачество. Выращивание и обработка конопли.

00:13:00 – вспоминает о хозяйстве и жизни в селе в молодые годы.

00:15:38 – разрушение церквей: женщина плясала на иконах, помешалась, у другой – ноги отнялись.

00:16:18 – вспоминает о жизни родителей. Раскулачивание. Социализм «на крови и на костях».

00:18:03 – Ткали и пряли зимой. Уборку в доме делали перед Пасхой. К Покрову 14 октября капуста должна быть убрана.  

00:19:38 – вспоминает о жизни в послевоенное время.

00:22:13 – к Пасхе готовились, заготавливали продукты, было строго, не ели заготовки. На Троицу кумились – ходили гулять в лес, жарили там яичницу. Когда замуж выходили, иногда та девушка кумой и была, с которой на Троицу покумились. О жизни в послевоенное время, о людях.

00:26:25 – Троицу праздновали три дня: воскресенье, понедельник и вторник. Чабрец, любисток и ромашку несли на Троицу в церковь и освящали, после с этой травой можно пить чай, мыть голову. Дом снаружи украшали ветками деревьев – только вязом и ясенем, почему, не знает. Мести нельзя три дня. Траву отдавали скотине.

00:29:40 – белье гладили рыхленой палкой – рубель назывался. Рассказывает, как это делали.

00:30:44 – на Пасху делили заготовленные яйца сырыми на всех членов семьи, после варили, красили. Раньше семечки только в праздники сковородами жарили – подсолнечные, тыквенные, а по большим праздникам – конопляные. Яйца красили луковой шелухой и травой – растет на горе, название не помнит. Паски пекли, святить ходили.

00:33:21 – Паски святили монашки. В советское время  в селе было три монашки, когда не было церкви, к ним носили паски святить, они покойников отпевали, их приглашали на дом, читали Псалтырь, Евангелие. Они жили втроем. Сестра свекрови БЛИ читала по покойникам, перед смертью передала книги свекрови, она начала читать. Сейчас иногда хоронят в день смерти, а раньше обязательно три дня покойник должен переночевать дома, объясняет литургическим сном. Рассказывает случай. Покойника не везли на танспорте, только несли на руках – закон неписаный был. Родственникам не положено было нести гроб или копать яму, делали чужие.  

00:37:28 – Похороны.  Обмывали поконйика специальные бабушки. Воду и марлю (мыли без мыла) выливали в нехоженые места. Рушники, на которых опускали гроб, разрезали и давали людям, которые копали яму, сейчас бросают в яму. На поминках раздавали платочки – мужчинам носовые, женщинам – головные.

00:39:10 – вещи за помин души. Раздавали вещи покойника после сорока дней, постель, на которой умер, сжигали. На 9 дней – пекли пышки, мазали медом, раздавали, на 40 дней – звали людей, не меньше 40 душ, поминали в год.

00:40:10 – до сорока дней душа еще жива, после сорока определяется. На Пасху ходят на кладбище, устраивают «чуть ли не сабантуй, чуть не песни поют». Батюшка просит, чтоб на Пасху не ходили: они ждут дома. Рассказывает сон: отец пришел во сне матери, рассказал, что живут они там как и все живые, сажают там огороды, тыквы. Когда новый человек приходит, они все выходят к воротам встречать. Про покойника на воротах – не слышала.

00:41:36 – до сорока дней в доме стоит мед в стакане, вода, хлеб с солью. После это раздают. На поминки готовят то, что любил покойник. Обычно готовят борщ, но муж любил уху. Если умер в Пост, готовили постные и непостные блюда. Каждая суббота считается поминальной. Есть основные поминальные даты – четыре субботы в Строгом Посте, Троицкая суббота и Дмитриевский пост в ноябре.

00:43:41 – после Пасхи поминальный день – Радоница, ходили в церковь, поминают всех. В субботу перед Троицей (день интервью) поминают всех утопленников и всех вешальников. 9 мая – поминали погибших воинов.

00:44:06 – в родном селе БЛИ в советское время на Пасху на кладбище запрещено было ходить – исключали из пионеров. Раньше ходили и на пасху, и на Красную горку – неделя сразу после Пасхи, ходили на кладбище и катали яйца на могилах. Красная горка –  проводы Пасхи, последний день Пасхи считался раньше. Фомин день слышала, не помнит. Яйца катали вдоль могилы, яйца и конфеты оставляли на могиле.  О гадании при катании яиц – не слышала.

00:45:40 – Чистый четверг. В доме должен быть порядок к этому дню, в этот день наводили порядок, сам до света должен искупаться. В пятницу печешь пробные куличи, в субботу – основные.

00:46:30 – солнце по-особенному всходит на Пасху – не знает.

00:47:03 – человек умирал на Пасху – не хоронили в этот день, в церкви не отпевали. Если на Пасху умер или если дождь шел в день смерти – говорили,  счастливый.

00:47:39 – о книге про загробную жизнь. Читает стихи Блока «Девушка пела в церковном хоре…».

00:49:27 – покойник ходит. Часто снился муж. Рассказывает сон: приснился муж, во сне принес два ведра воды и сказал: «Я тебе воды принес, но не знаю, где тебя теперь искать». БЛИ переехала к сыну в другой дом.

00:52:18 – свекровь и ее сестра ходила по покойникам. Были и певчие. На похоронах матери БЛИ была читалка и певчие – подруги ее пели. Читалка подобрала выброшенные книги, по ним и читала. Церковь должна готовить читалок, так как их сложно сейчас найти.

00:54:59 – приглашали читалок, когда человека обмыли, одели и ехали за читалкой. Свекровь БЛИ оставалась на ночь читать. Мужа хоронила – читалка всю ночь читала. Некоторые читалки остаются на ночь рядом с покойником, другие – уходят на ночь домой, утром продолжают читать до выноса покойника, она же и икону несет. Раньше был специальный человек, который нес икону. Обычно несут Матерь Божию.

00:56:04 – в гроб покойнику: крест в руки, венчик на голову, монетку в карман, зачем не знает.

00:56:40 – до сорока дней свечка в доме горела, по утрам рано полчаса-час. Пол смывать не положено. В деревне БЛИ выметали, чтобы покойника следующего не было. Ворота сразу после выноса закрывали.

00:58:05 – руки и ноги связывали покойнику. Раньше обкладывали крапивой, под руки клали яйца сырые, чтобы не менялся цвет лица. После выноса из дома руки покойнику развязывают. Читалка следит, чтобы не забыли развязать руки и ноги. Когда хоронили без батюшки, землей посыпали монашки, сейчас батюшка читает, на дом землю берут в платочек, батюшка читает, и эту землю поверх гроба на кладбище сыплют.

00:59:59 – раньше покойника босиком или в носках хоронили. Мама говорила, что для него специальные тапочки шили – колиговки.

01:00:30 – хлеб в гроб или на крышку гроба – этого нет.

01:00:42 – памятник ставят в ногах. Голова должна быть на восток. Выносят из дома ногами вперед. Когда в доме покойник, закрывают зеркала белым полотном, почему, не знает.

01:00:27 – если свадьба и похороны встретились – пропускают вперед покойника. Стараются не пересекаться, в деревне все знают.

01:01:52 – самоубиенных всех за оградой хоронили.

01:02:12 – книжку читала про Сибирь – на кладбище для самоубиенных уголок отведен был. Рассказывает про книгу «Живи и помни» Распутина – о самоубиенной героине.

01:02:46 – Смерть некрещеных младенцев. Раньше крестили в три недели. Нежелательно, чтобы умер некрещеный. Стараются сейчас крестить позже – дети пугаются, испуг бывает.

01:03:42 – называли испуг – у москалей, хохлы говорят – переполох.

01:03:57 – бабка-повитуха Абрамовна детей не крестила. Когда выходила на улицу, по левую сторону к окну, смотрела в окно и предсказывала судьбу ребенка. Рассказывает о прочитанном из книги: повитуха предсказала судьбу ребенку, сюжет «обреченный царевич».

01:05:10 – о продаже и передаче в окно маленьких детей – не знает.

01:07:00 – о том, как звали и говорили повитухе про рожениц – не знает.

01:07:23 – про место, послед – не знает.

01:07:49 – послед корова съедает сама.

01:08:12 – про нечистоту молока, если корова съела послед – не слышала.

01:08:52 – Младенец. Ногти ребенку до года стричь ножницами нельзя, скусывали, закапывали в навоз. Волосы в год стриг крестный.

01:09:55 – до сорока дней ребенка не показывали, не положено.

01:10:39 – Свадьба. Рассказывает историю знакомства с будущим мужем и сватовство. Когда выходила замуж, свадьбу уже не справляли. Отец БЛИ сказал: «Свадьбу можно справить и за три тысячи, и за три рубля». Свадьба длилась три дня. Рассказывает о жизни после смерти мужа в семье сына, общение с внуками.

01:32:00 – расспрашиваем о памятниках в виде столбиков, которые заметили на кладбище, – старинные памятники, такие ставили еще и до советского времени.

 

НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ

Богучарский район