РГГУ © 2015 Все права защищены  | Privacy policy

Оглавление интервью

Переходенко Мария Васильевна, 1936 г.р. 

Переходенко Мария Васильевна, 1936 г.р. из Еловатки, около 12 лет жила в с. Веселый Берег Волгоградской области (до 17 лет), доярка, 4 класса. Коренной житель с. Еловатки, хохлуша. Зап. М.И. Байдуж, Н.Н. Рычкова, 24.06.2015

 

00:00:00 – знакомство. Дедушка здоровается «Здоровеньки».

00:03:52 – как хлеб пекли. Дрожжи делали из картошки, хмеля. В русской печке. Формы были, квадратные, а раньше круглые пекли. Сами делали, дедушки дижки делали из дерева, из осины, вербы, дуба. Полозки – сани

00:07:06 – свое стихотворение о Сибири

00:08:02 – еще одно стихотворение - поздравление детям

00:09:20 – беседа

00:10:10 – стихотворение мужу

00:10:52 – сватовство, вечерницы – невеста и жених приглашают своих друзей. Пониматка называлась, пели, играли, плясали, две недели так, поле сватовства. Свататься приходили отец, мать, дяди. Посидели, погуляли. Они посидели и пошли к жениху на смотрины. В тот же день. А сейчас до жениха ходят на другое воскресенье. Приносили, бутылку, сало, хлеб. Хлеб режут за столом. Договариваются, когда свадьба. У нее была через месяц.

00:14:40 – первый день. На конях невесту и жениха возили. Придано – кровать, подушки, думочки, кровать убирали на пидводе, плела невеста прибой, скрыня была с одеждой. Как невесту забирают, приданое показывают всем, какая невеста богатая.

00:16:59 – выкуп. Братья продавали. Денежки просили. Костер не жгли. Благословили иконой. Показывает.

00:19:00 – беседа

00:20:00 – у жениха встречали с иконой и хлебом. На свадьбу пекли круглый хлеб, украшали, как коску плетут и кругом, каравай называется. Калины втыкали. Ветку не помнит.

00:21:00 – всем гостям цветы делали из бумаги. Если не замужем – на грудь, если женаты – на голову. Дружка и дружок, перевязывали красными лентами. Садили невесту и жениха на первый угол, рядом дружка и дружок. Родители не сидели, подавали. Крестные сидели. Подарки дарили на первый день, старша дружка или крестный и крестная собирают. Крестным, дядьке с теткой родным  нужно было отдаривать.  

00:24:55 – Шишки пекли и мазали медом – если девственница. На второй день делали. Порежут шишки, медом помажут и дают – невеста у нас честная была. Простынь показывали у цыган. Если нечестная – не знает, что делали.

00:27:00 – Второй день. Наряжались цыганами, клоунами, медведем. Перезва – от невесты приходят гости звать невесту до дома и едут и оттуда идут опять к жениху. Хикали. Первый день катали на конях, дорогу перепинали, откупались самогоном. Куриц ловили, нарядили, хикали свашки. Красный бант ей привязали, цветок сделали.

00:29:14 – Светилка. У нее не было, так как только браться в семье. Если есть сестренка, она сидит рядом с невестой. Делают ей киёк – наматывают ленты, ватку, бить жениха.

00:30:30 – на третий день сваты только, близкие могут собираться.

00:31:15 – Коминок. Немного подрали, немножко помажет и все. Умеет она или нет. На второй день

00:32:09 – Купали свекруху, свекра в корыте, чаще свекруху. Невеста должна откупиться. Невесту прятали – ховали, а потом еще шукали

00:33:05 – Одежда невесты. Венок и фата из марли. Венок тоже сами делали вокруг проволоки беленькие цветочки. Снегу на свадьбе много – хорошо.

00:34:14 – про порчу на свадьбе не знает.

00:34:40 – Сглаз ребенка. Она носила своего ребенка все время с собой. Все смотрели и ребенок не спит, информант считает, что ребенок переутомился. Свекровь священной водой брызгала и все.

00:35:40 – Крещение. Рубили прорубь, набирают священную воду. Про церковь беседа. До 1917 года в Еловатке была церковь. В Самойловке Дом пионеров сделали в церкви.

00:37:50 – Кутья под Крещение. Из пшеницы и меда. И в Рождество варили. Голодна кутя называлась на Крещение. Мороза не звали.

00:39:30 – Порча коровы. Раньше были ведьмы. Рассказ дедушки о том, как приходила соседка доить корову. Из воза бежит молоко, когда чекушку вытаскивали из колеса. Они начали следить, молоко бежит с воза. Идет рано соседка, зашла в хлев и подоила корову. Они ее побили.

00:41:35 – есть чувствительность у человека («мине уже 80-и год, и вот це поле чудес и я усе отгадыаю»), предчувствие, интуиция. «Я чувствую и сама не знаю чем я чувствую … Может и Бог потихоньку мине помогат».

00.43.15 – Когда корова замыленная – она больна. Не верит, что ходят цыганки или кто (чтобы сглазить), она просто больная.

00.44.10 – Пасху праздновали: пекли пасху, отваривали яички. Пасхи светили раньше верующие бабки – читали Евангелию. Пасхи приносили в дом, где бабка читала и святила их, как батюшка. На Пасху солнце меняется.

00.46.00 – Здесь на Пасху на кладбище не ходили, а вот на Веселом береге когда жила – то на Пасху ходили на кладбише. В Еловатке все ходят поминать в Хомин вивторок. До обеда на кладбище поминают,  после обеда Хоме штаны шиют: штаны одевают, гуляют. Собирались гулять сваты (старейши люди). Как только поженелись, в этот год свекруха с соседкой Бабой Машкой пошли гулять: нарядилась, надела штаны, гармошку, заслинку и рубыль и качалку и пели песню:

Трынды-трынды балалайка,

не жена моя Наталка,

жена – Настенька,

распузастенька,

В трубу лазила,

сиськи мазала,

На улицу выходила – всем показывала.

Также и песни старые пели в этот день: «Посияла  огирочки», «Во зеленом во садочке соловей пощебетал…» (эта появилась позже – в 1980-е гг., пытается вспомнить, но только первые строчки), «Не бей мине, человече, да не лай, а я поеду за Дунай» (рассказывает, что все песни основаны на реальных событиях – из жизни своей, вот и вчера рассказывали такую историю в «Пусть говорят»).

00.51.10 – Дед ревнивый, а МВ сочинила ему стих, но не может вспомнить его.

00.52.00 – вспоминает стих-е, говорит присказку: Наплела, наговорила, давайте мине еловатского Максима. <…> Це анехдот такий.

00.52.20 – Рассказывает стихотворения, что сочинила для своего деда. Пришло до мэне.

00.53.10 – Под курицу надо подкладывать яйца неривного счету – 19, 21. Бывает, что курица петухом кричит – это не курица и не петух, в организме курицы и мужское и женское есть. Такие и люди есть. Не примета.

00.54.30 – На покуть пасхи не ставили. Куриц не валяли.

00.54.50 – Пасху пекли их сдобного теста, как и пироги. Рецепт теста. Сколько печет пирогов и каких, например, когда приезжают дети – 15 чел.

0.57.10 – Хлеб. Житный и полужитный. Булочки, плюшки.

00.58.00 – Рогач, чаплийка, попил убирает кочерга. Глэчик. Запин. Женщины носили кохты и юбки, платья сарафаны. Какие были раньше лифчики – на пуговочках. Пиддежка. Спали в ночных линных рубашках.

00.59.50 – сами ткали ткань: были плоскень и конопля. Рассказывает как выращивали, рвали, вымачивали и потом эти мычки пряли и на верстаках (дедушка сам делал) ткали. Отбеливали на снеге (вымораживали). Нить пряли на прядку. Лен не выращивали. Ткали и днем, и ночью. В воскресенье не ткали – Бога боялись. В праздники не ткали, в самые большие: Пасха, Рождество, Новый год (14.01)

01.02.50 – Под НГ ходили ворожили: кидали валенок – куда упадет, оттуда и жених или невеста. Перед курицей ставили два блюдца – с водой и самогоном, если клюнет самогон – то муж будет пьяница.

01.03.50 – Щедровали под НГ: «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье», «Щедривочка щедровала, до виконца припадала, что ты тетка напекла, принеси нам до викна». Щедровать ходили девчата.

01.05.10 – На НГ мальчики ходили посевать (пшеницу) утром, а на Рождество пели «Рождество твое Христе Боже» (поет).

01.06.30 – Вечерю носили перед Рождество, сейчас носят дети. Ходили к своим или тем, то приглашал. Уже днем носят.

01.07.40 – Ряженых не было, нечистой силы нет вообще (и я не верю, и вы не верьте).

01.08.05 – Карательные праздники. На все великие праздники работать нельзя. Илья нарубит гнилья (9 августа). Раньше верили, а сейчас никто не верит.

01.08.50 – Девчатами плела веночки на Ивана Купалу. Купались в них и следили, чтобы венок не утонул (если потонет, то с невестой плохое случится). Костры не жгли. Травы собирали в любое время. Чабрец (от давления, кашля и бронхов). Рэвэ-корень (от бесплодия, от кровотечения).

01.11.20 – Если умирают все младенцы – то это значит несовместимость мужа и жены (по крови). Таких детей крестили (мертвых) и хоронили на кладбище. У одной семьи так трое детей померло. Некрещенных хоронить на кладбище можно. Рассуждает про похороненного 22 июня (вчера) солдата – крещен ли.

01.13.33 – Вишельников не отпевают и на кладбище не хоронят – отдельно, рядом с кладбищем. Кресты и памятники ставят. Поминают сейчас всех.

01.14.20 – Покойники снятся – к дождю. Рассказывает как ей приснился Ванька (вчера) и дождь (вчера) пошел.

01.15.20 – Позавчера призывала дождь и он пошел на след. День (разбрызгивала из шланга). Притяжению роблю, чтоб дождь пишел. И еще один раз брызгала дверь и дождь тоже пошел. Рассказывает как раньше дождь вызывали (брали бочку с водой на воз и ехали в поле и брызгали вениками или пучками травы).

01.18.00 – В доме домовика нет: Домовик – дед, да баба.

01.18.05 – Гнезда ласточек нельзя разорят, ласточка – домашняя и ласковая. Не одна птица не идет к людям, а она – гнездится. Кровь в молоке от удара и мастита, а не ласточек.

01.19.40 – Детей стригут первый раз в год, крестная или крестный стрижет. Своих детей крестила бабка в год (взрослые перекрещивались, батюшка в Самойловке сказал, что неправильно, неестественно). Правнуков крестили в 4 мес. Чтобы дети ходили и говорили – надо разговаривать с детьми, учить их. Дочка – воспитательница в Саду. Божья коровка и есть божья коровка.

НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ

Богучарский район